Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Пятница, 19.04.2024, 12:59
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    Сайт учителя физической культуры Григорьева Алексея Дмитриевича
    Главная » Статьи » Мои статьи

    учителю

    Программа третьего урока физической культуры в общеобразовательной школе.


    Авторы:

    Кандидат биологических наук, доцент Л. Л. Головина
    Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

    Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Ю. А. Копылов
    Кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Н. В. Полянская
    Институт возрастной физиологии РАО, Москва

    Пояснительная записка.

     

    В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья школьников и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных уроках. Хронический дефицит двигательной активности, сложная экологическая обстановка тормозят их нормальное физическое развитие угрожают здоровью. За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается в 5раз. За последние годы более чем в 2раза увеличилось число хронических больных детей и количество детей «группы» риска.

     

    Как показали проведённые исследования, наиболее типичны нарушения опорно-двигательного аппарата (осанки, стоп, различные формы сколиоза), органов зрения, а также негармоничное физическое развитие.

    В условиях чрезмерной физической нагрузки и выраженного хронического утомления интенсификация использования средств физического воспитания, как правило, не оказывает существенного оздоровительного эффекта.

    Один из путей выхода из кризисной ситуации-разработка инновационных подходов к физкультурному воспитанию и использование комплекса оздоровительных мероприятий, что можно успешно реализовать в режиме третьего (оздоровительного) урока физической культуры в неделю. Такой подход позволит эффективно и более индивидуализировано

    Проводить оздоровительную работу с учащимися школьного возраста.

    Введение третьего урока физической культуры в систему физического воспитания учащихся средней школы позволит:

     

    Задачи третьего (оздоровительного) урока физической культуры:

     

    •   снизить негативные последствия учебной нагрузки;
    •   укрепить здоровье учащихся;
    •  увеличить уровень двигательной активности;  
    •   обучить школьников основам знаний по методике самостоятельных занятий оздоровительными физическими упражнениями;
    • повысить уровень сформированности качеств личности школьников, что будет способствовать успешности их адаптации в обществе.

     

    Формирование содержания третьего урока путем механического расширения материала существующих программ по физическому воспитанию, перенасыщенных элементами разных видов спорта. Не позволяет эффективно осуществлять оздоровительную работу. Поскольку дополнительная физическая нагрузка на фоне интенсивной учебной деятельности может усугубить негативные тенденции. В этой связи было разработано содержание третьего урока физической культуры (оздоровительной направленности).

     

    Содержание третьего урока физической культуры, а также время выполнения каждого раздела на одном уроке приведены в таблице.

     

    В содержание третьего урока физической культуры входят следующие упражнения.

    Упражнения на внимание.  Для формирования навыков концентрации внимания отобраны упражнения на гимнастическом бревне(ходьба с различной амплитудой движений, ускорениями; ходьба с махами ногами и поворотами на носках4стойка на носках, толчком двумя прыжок вперёд4равновесие на одной ноге; упор присев; соскоки); жонглирование руками и ногами волейбольными и теннисными мячами; многократные передачи и ловля баскетбольного мяча различными способами в парах; передача и ловля волейбольного , теннисного мяча: от пола(с отскока),катящегося(стоя на месте и в движении), высоко летящего, с шагом; броски баскетбольного мяча в корзину разными способами; метание малых мячей в цель с места и в движении.

    Упражнение для профилактики нарушений осанки. Используются статические позы из системы Хатха-йоги, которые служат надёжным средством профилактики искривлений позвоночного столба; (см. приложение),которые формируют навык правильной осанки, развивают мышцы рук, ног. Плечевого пояса и спины, улучшают чувство равновесия, расширяют грудную клетку.

    Физическая подготовка. Включает упражнения в беге(с отягощением);передвижения в висе; переноску набивных мячей; подвижные игры с силовой направленностью; упражнения на перекладине, прыжки в длину, высоту, и глубину; упражнения со скакалкой; челночный бег 5-6 м.; лазанье по канату, отжимания; силовую гимнастику,

    оздоровительные системы физических упражнений.

    Дыхательная гимнастика направлена на тренировку диафрагмы, мышц живота и грудной клетки, а также формирование элементарных навыков рациональных дыхательных движений. В качестве средства их формирования используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

    Спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол. Проводятся по комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

    Упражнения для профилактики простуды выделены в три блока. Блок 1- упражнения для укрепления мышц шеи, что является надёжным средством профилактики тонзиллита и фарингита. Блок-2 статические «Асаны» системы Хатха-йоги: удержание поз в наклонах вперёд, назад, в стороны из основной стойки, сгибание и разгибание туловища в положении лёжа. Блк-3 дыхательные упражнения: глубокое ритмичное дыхание, дыхание с резкими  выдохами, попеременн-ое дыхание через левую и правую ноздрю.

    В системе психорегуляции использованы упражнения из разных систем физического воспитания и оздоровления. Используемые для формирования устойчивости к нежелательным эмоциональным реакциям - страху. Волнению, обидам, тревогам. Все упражнения классифицированы в три блока. Блок дыхательных упражнений - дыхание в быстром темпе, ритмичное дыхание. Углублённое дыхание. Блок статических поз  системы Хатха-йоги. Блок-динамических  упражнений - «Спонтанный танец» (танцевальные движения под музыку; комплекс системы  Хатха-йоги серия динамических упражнений.) В систему психорегуляции входят и упражнения для глаз; массаж и самомассаж, аутотренинг зрения (см. в приложении),

    Знания сообщаются учащимся по ходу выполнения упражнений. Отобраны темы. Которые способствуют созданию у школьников навыков самостоятельных занятий физической культурой: методика проведения оздоровительного занятия. Развитие двигательных качеств, приёмы психорегуляции и формирования внимания. Основы дыхательной гимнастики, профилактика простуды и нарушений осанки, гигиена оздоровительных занятий.

     

    Программное содержание третьего (оздоровительного) урока физической культуры.

     

                    

    Содержание

    Объём, мин.

    1 Упражнения на внимание

    5

    2 Профилактика нарушений осанки.

    5

    3 Физическая подготовка.

    10

    4 Дыхательная гимнастика.

    5

    5 Спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол, русская лапта.

    10

    6 Упражнения для профилактики простуды.

    5

    7 Упражнения для психорегуляции.

    5

    8 Знания по основам оздоровительной физической культуры.

    В течение урока.

     

     Литература.

    1. Комплексная программа физического воспитания учащихся  5-11 –классов общеобразовательной школы, М., 1992г.
    1. Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся 1-9 классов общеобразовательных школ Курганской области, г. Курган, 2001 год.
    1. Г.К. Зайцев, А.Г.Зайцев. Твоё здоровье. Укрепление организма, «Детство-пресс» С.- Петербург 2006г.
    1. Устюжанина Л.В. Опыт организации и проведения уроков здоровья. Курган 2000г.
    1. Г.И. Погодаев, Б.И.Мишин Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе 1-11классы, М.,2005год.
    2. КудрявцевМ.Д., КопыловЮ.А.,Вариативное содержание третьего урока физической культуры с оздоровительной направлннностью: уч. метод. Пособие.
    1. Романов Л. Ю. Организация и содержание уроков физической культуры с оздоровительной направленностью  Физическая культура: воспитание, ОБРАЗОВАНИЕ, ТРЕНИРОВКА. 2004г.
    1. Л.И.Латохина « Хатха-йога  для детей»  школа здоровья 1994г.
    1. Методическое пособие по лечебной физкультуре при дефектах осанки.ШГПИ  Шадринск -2002г.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: SkiKamen (14.04.2009)
    Просмотров: 2015 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Copyright MyCorp © 2024